Первый паллиативный форум в СКФО: о проблемах регионов
В Ставропольском государственном медицинском университете прошел Первый образовательный паллиативный медицинский форум в Северо-Кавказском федеральном округе.
Два дня, 20 и 21 октября, специалисты по паллиативной помощи обсуждали важнейшие вопросы и проблемы, касающиеся купирования боли и симптоматической терапии, доступности обезболивания, в том числе с применением опиоидных анальгетиков, нутритивной, духовной, социальной и психологической поддержки, навыков эффективного общения, командной работы. Об успехах и проблемах развития паллиативной помощи в регионе рассказал руководитель Ставропольского краевого Центра паллиативной медицинской помощи, главный внештатный специалист по противоболевой терапии Минздрава Ставропольского края Александр Палехов.
Ставропольский край одним из первых в России начал заниматься проблемами оказания помощи неизлечимо больным людям. Еще в 1992 году в краевом онкодиспансере открылся кабинет противоболевой терапии, а в 2001 году он был преобразован в Центр противоболевой терапии. И уже тогда началась работа по обучению врачей. Сегодня в институте дополнительного профессионального образования Ставропольского государственного медицинского университета открыт курс тематического усовершенствования по паллиативной медицинской помощи, где в этом году прошли обучение более 120 специалистов.
Паллиативная помощь в Ставропольском крае оказывается амбулаторно и в условиях стационара: на сегодняшний день открыто пять отделений для взрослых и одно для детей. При поликлиниках действуют 36 кабинетов, работает выездная служба. В обязанности специалистов входит и обучение родственников уходу за больным.
Говоря о проблемах обезболивания в регионе, Александр Владимирович отметил, что доступность адекватной анальгетической терапии в первую очередь зависит от руководителей здравоохранения каждого субъекта РФ. Так, например, Министерством здравоохранения Ставропольского края издан специальный приказ, запрещающий вносить усложнения в процедуру назначения сильных обезболивающих. Кроме того, предписывается направление пациента на консультацию в другое лечебное учреждение только после его обезболивания по месту проживания.
Тем не менее, существует ряд проблем, которые не решаются на региональном уровне. В первую очередь, это проблемы лицензирования структур паллиативной медицинской помощи.
Так, например, согласно приказу Минздрава России от 11.03.2013 N 121н об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании медицинской, в том числе паллиативной, помощи лицензирование медицинских учреждений, оказывающих паллиативную помощь, проводится по специальности врача, занимающего должность врача паллиативной медицинской помощи (например – паллиативная медицинская помощь в неврологии, паллиативная медицинская помощь в онкологии и др.), что исключает правовую основу для оказания паллиативной помощи остальным группам пациентов.
С началом действия новых нормативно-правовых актов возрастает объем выписываемых врачами наркотических препаратов. А прямое следствие роста – повышение затрат на их закупку. Таким образом, при повышении уровня потребления НС и ПВ следует планировать и увеличение затрат.
При проведении оценки числа пациентов, нуждающихся в назначении наркотических препаратов в регионе, необходимо учитывать, что чем меньше территория, тем больше снижается точность такой оценки. Так, на малых территориях даже несколько пациентов могут составлять достаточно высокий процент нуждающихся. Рассчитать число пациентов, обеспечиваемых по определенному организационно-финансовому потоку (ОНЛС или РЛО), крайне трудно. Если крупные аптечные организации могут иметь в наличии постоянный запас всех необходимых лекарственных форм препаратов, во всех дозировках и закупаемых по каждому из организационно-финансовых потоков, то для малых аптечных организаций эта задача практически невыполнима.
Дорожной картой предусмотрен рост числа объектов (аптек и подразделений медицинских организаций), в которых наркотические препараты отпускаются физическим лицам. Это автоматически повлечет снижение числа обеспечиваемых пациентов на каждом объекте и снижение объема запаса НС и ПВ, необходимого для обеспечения этих пациентов. Следствием станет еще более выраженный дисбаланс между возросшей потребностью в препаратах и наличием конкретного препарата для пациента, который он может получить только из числа НС и ПВ, закупленных в рамках определенного организационно-финансового потока (в зависимости от того, в какой список льготников он входит).
Не менее остро стоит и другая проблема. Нуждающиеся в сильнодействующих обезболивающих препаратах чаще всего уже имеют группу инвалидности и, соответственно, право на получение лекарств за счет федеральных средств. А для тех, кто находится в стадии оформления инвалидности, существует региональная финансовая программа. Однако ее возможности ограничены. Нередко пациенты отказываются от федеральной льготы, предпочитая материальную компенсацию, и в то же время получают помощь по краевой программе. Уже сегодня это приводит к финансовому истощению краевого бюджета, что завтра может отразиться на качестве обезболивания. В прошлом году 73 процента всех онкологических больных получали сильнодействующие обезболивающие за счет краевых средств и только 27 воспользовались федеральной льготой. К чему это приводит? Да, мы увеличиваем расходы на покупку препаратов, но тем самым уменьшаем суммы на решение других вопросов по онкопрограмме.
Таким образом, по мнению Александра Владимировича, кроме совершенствования нормативно-правовой базы и ее адекватного практического исполнения на местах с учетом всех местных особенностей, необходим поиск дополнительных механизмов, позволяющих улучшить организационные процессы повышения доступности НС и ПВ гражданам, которым они необходимы в медицинских целях.
1 ноября 2016